Охрана и безопасность труда в школе и ДОУ Пакеты инструкций, приказов, положений

Содержание

Охрана и безопасность труда в школе и ДОУ

Пакеты документации для школы
Положения
для
школы
Инструкции
для детских
лагерей
Должностные
инструкции
для школы
Документы
по Охране труда
в школе
Пожарная
безопасность
в школе
Документация
учебных
кабинетов
Документы
по ГО и ЧС
в школе
Документация
котельной
школы
Инструкции
для организаций
питания

Пакеты документации для детского сада
Положения
для
ДОУ
Должностные
инструкции
для ДОУ
Документы
по Охране
труда в ДОУ
Пожарная
безопасность
в ДОУ
Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ
Документация
котельной
ДОУ

Инструкция по охране труда слесаря-сантехника школы

СОГЛАСОВАНО
Председатель профкома
___________________________
_________ /_________________/
Протокол №__ от «__»__ 2023 г

УТВЕРЖДЕНО
Директор _________________
__________________________
_________ /________________/
Приказ №__ от «__»___ 2023 г

Инструкция
по охране труда для слесаря-сантехника

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая инструкция по охране труда для слесаря-сантехника в школе разработана в соответствии с Приказом Минтруда России от 29 октября 2021 года № 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», с учетом Приказов Минтруда России от 27 ноября 2020 года №835н «Об утверждении Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями» и от 27 ноября 2020 года № 835н «Об утверждении Правил по охране труда при работе с электроинструментом и приспособлениями», в соответствии с разделом Х Трудового кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами по охране и безопасности труда.
1.2. Данная инструкция устанавливает требования охраны труда перед началом, во время и по окончании работы слесаря-сантехника в школе, определяет безопасные методы и приемы выполнения работ на рабочем месте, меры безопасности при работе с сантехническим оборудованием и инструментами, а также требования охраны труда в возможных аварийных ситуациях в общеобразовательной организации. Инструкция разработана в целях обеспечения безопасности труда и сохранения жизни и здоровья слесаря-сантехника при выполнении им своих трудовых обязанностей.
1.3. К выполнению обязанностей слесаря-сантехника в общеобразовательной организации допускаются лица, имеющие образование, соответствующее требованиям к квалификации (профстандарта) по своей должности, соответствующие требованиям, касающимся прохождения предварительного и периодических медицинских осмотров, внеочередных медосмотров по направлению работодателя, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, наличия личной медицинской книжки с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе.
1.4. Слесарь-сантехник при приеме на работу в общеобразовательную организацию проходит в установленном порядке вводный инструктаж, первичный инструктаж и стажировку на рабочем месте до начала самостоятельной работы, повторные инструктажи не реже одного раза в шесть месяцев, а также внеплановые и целевые в случаях, установленных Порядком обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда.
1.5. Слесарь-сантехник школы должен изучить настоящую инструкцию, пройти обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда, обучение методам и приемам оказания первой помощи пострадавшим, правилам пожарной безопасности и электробезопасности, а также проверку знаний правил в объеме должностных обязанностей с присвоением I квалификационной группы допуска по электробезопасности.
1.6. Для выполнения работ с переносным электроинструментом и ручными электрическими машинами класса I в помещениях с повышенной опасностью слесарь-сантехник должен иметь группу II по электробезопасности.
1.7.

  • тяжесть трудового процесса.

Факторы признаются вредными, если это подтверждено результатами СОУТ.
1.8.

  • недостаточная освещенность рабочей зоны;
  • повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
  • травмирование при работе с ручными инструментами;
  • травмирование при работе с ручным электроинструментом и приспособлениями;
  • острые кромки, заусенцы на поверхности материалов, оборудования, инструмента, приспособлений, оснастки и пр.;
  • аллергические реакции при воздействии на организм различных растворителей, изоляционного материала.
  • отлетающая стружка, осколки и мелкие частицы обрабатываемого материала;
  • повышенный уровень шума, вибрации;
  • поражение электрическим током при прикосновении к токоведущим частям электрооборудования, шнурам питания, проводам и проводке с поврежденной изоляцией;
  • повышенная или пониженная температура воздуха рабочих зон;
  • физические и нервно-психические перегрузки.
  • соблюдать требования охраны труда, пожарной и электробезопасности при выполнении работ в общеобразовательной организации;
  • соблюдать требования производственной санитарии, правила личной гигиены;
  • знать правила пользования индивидуальными средствами защиты;
  • иметь четкое представление об опасных факторах, связанных с работами с использованием ручного инструмента и электроинструмента;
  • знать назначение, виды, принцип действия и методы ремонта санитарных, технических трубопроводных коммуникаций, водоснабжения, отопления, водоотведения;
  • соблюдать требования технической документации изготовителя ручного инструмента, ручного электроинструмента и приспособлений;
  • заботиться о личной безопасности и личном здоровье, а также о безопасности сотрудников и обучающихся в процессе выполнения работ;
  • выполнять только ту работу, которая относится к должностным обязанностям и поручена заместителем директора по административно-хозяйственной части (завхозом), при создании условий безопасного ее выполнения;
  • знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в школе, сигналы оповещения о пожаре;
  • знать месторасположение аптечки и уметь оказывать первую помощь пострадавшему;
  • соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка, выполнять режим рабочего времени и времени отдыха при выполнении трудовой функции;
  • соблюдать должностную инструкцию слесаря-сантехника в школе

1.10. Слесарь-сантехник согласно Типовым нормам бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, утвержденным Приказом Минтруда России от 09.12.2014г №997н, обеспечивается и использует в работе следующие СИЗ:

  • костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий -1 шт.;
  • сапоги резиновые с защитным подноском – 1 пара;
  • перчатки с полимерным покрытием – 12 пар;
  • перчатки резиновые или из полимерных материалов – 12 пар;
  • щиток защитный лицевой или очки защитные – до износа;
  • средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее или изолирующее – до износа.

1.11. В случае травмирования уведомить непосредственного руководителя любым доступным способом в ближайшее время. При обнаружении неисправности ручных инструментов и приспособлений, электроинструментов сообщить непосредственному руководителю и не использовать до полного устранения выявленных недостатков и получения разрешения.
1.12.

  • оставлять верхнюю одежду, обувь в предназначенных для этого местах;
  • мыть руки с мылом, использовать кожные антисептики после соприкосновения с загрязненными предметами, перед началом работы, после посещения туалета, перед приемом пищи;
  • не допускать приема пищи на рабочем месте;
  • соблюдать требования СП 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21.

1.13. Обслуживание, ремонт, проверка, испытание и техническое освидетельствование ручного инструмента и электроинструмента, приспособлений должны осуществляться в соответствии с требованиями технической документации организации-изготовителя.
1.14. Перед выдачей слесарю-сантехнику общеобразовательной организации электроинструмент проверяется работником, назначенным ответственным за содержание электроинструмента в исправном состоянии. Не реже одного раза в 6 месяцев электроинструмент, электрические ручные светильники и приспособления (в том числе кабели-удлинители) подвергаются периодической проверке, результаты заносятся в журнал.
1.15. Запрещается выполнять работу, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также распивать спиртные напитки, употреблять наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества на рабочем месте или в рабочее время.
1.16. Слесарь-сантехник, допустивший нарушение или невыполнение требований настоящей инструкции по охране труда в школе, рассматривается как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечён к дисциплинарной ответственности и прохождению внеочередной проверки знаний требований охраны труда в общеобразовательной организации, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение повлекло материальный ущерб — к материальной ответственности в установленном порядке.

скачать: Инструкции по Охране труда для Работников Школы
157 инструкций с учетом изменений законов на 20 ноября 2022 года

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Слесарь-сантехник должен приходить на работу в общеобразовательную организацию в чистой, опрятной одежде. Прибыть на работу заблаговременно.
2.2.

  • осветительные приборы должны быть исправны и надежно подвешены к потолку, иметь целостную светорассеивающую конструкцию и не содержать следов загрязнений;
  • коммутационные коробки должны быть закрыты крышками, корпуса выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.

2.3. Проверить окна на целостность, наличие трещин и иное нарушение целостности стекол.
2.4. Проверить годность к эксплуатации и применению средств индивидуальной защиты. Надеть полагающуюся по нормам спецодежду, застегнуть на все пуговицы, убрать из карманов острые и режущие предметы. Не допускается осуществлять работы с ручным инструментом и электроинструментом в легкой и открытой обуви.
2.5. Удостовериться в наличии первичных средств пожаротушения, срока их пригодности и доступности.
2.6. Произвести сквозное проветривание рабочего помещения, открыв окна и двери. Окна в открытом положении фиксировать крючками или ограничителями.
2.7. Проверить наличие и исправность ручного слесарного и электрифицированного инструмента, инвентаря, сменных деталей.
2.8. Проверить освещенность рабочего места (освещенность должна быть достаточной, но свет не должен слепить глаза). В случае выполнения работ, связанных с теснотой, неудобным положением слесаря-сантехника, соприкосновением с большими металлическими заземленными поверхностями, подготовить и проверить исправность переносного ручного электрического светильника напряжением не выше 12 В.
2.9. Осмотреть и подготовить рабочее место, убрать посторонние предметы и все, что может препятствовать безопасному выполнению работ и создать дополнительную опасность. Освободить проходы и выходы.
2.10.

  • рукоятки рабочих инструментов не должны иметь заусенцев, сколов, трещин, вздутий, расслоений;
  • бойки молотков должны иметь гладкую, слегка выпуклую поверхность без косины, сколов, выбоин, трещин и заусенцев;
  • ручной инструмент ударного действия должен иметь гладкую затылочную часть без трещин, заусенцев, наклепа и скосов, а боковые грани без заусенцев и острых углов;
  • отвертки, губки гаечных ключей не должны иметь искривлений;
  • инструмент с изолирующими рукоятками (плоскогубцы, пассатижи и т.п.) должен иметь покрытия без повреждений (расслоений, вздутий, трещин) и плотно прилегать к рукояткам.
  • класс электроинструмента, возможность его применения с точки зрения безопасности в соответствии с местом и характером работы;
  • соответствие напряжения и частоты тока в электрической сети напряжению и частоте тока электродвигателя электроинструмента;
  • надежность крепления съемного инструмента;
  • убедиться внешним осмотром в исправности кабеля (шнура), его защитной изоляции и штепсельной вилки, целости изоляционных деталей корпуса, рукоятки и крышек щеткодержателей, защитных кожухов;
  • работоспособность устройства защитного отключения;
  • работу электроинструмента на холостом ходу.

2.12. Ручной инструмент и приспособления, электроинструмент на рабочем месте расположить таким образом, чтобы исключалась возможность его падения.
2.13. Удостовериться в отсутствии повреждений лампы, патрона, штепсельной вилки, провода переносного ручного электрического светильника.
2.14. Приступать к работе слесарю-сантехнику разрешается после выполнения подготовительных мероприятий и устранения всех недостатков и неисправностей.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. При выполнении работ слесарю-сантехнику общеобразовательной организации необходимо придерживаться принятых технологий и правил. Не допускать применения способов, ускоряющих выполнение операций, но ведущих к нарушению требований безопасности труда.
3.2. Выполнять работы следует только исправным инструментом (электроинструментом) и приспособлениями, применять их строго по назначению.
3.3. Строго соблюдать в работе правила и требования технической документации организации-изготовителя на конкретные виды ручного инструмента и электроинструмента.
3.4. Для исключения действия опасных и вредных производственных факторов при выполнении работ соблюдать правила ношения спецодежды и использования иных средств индивидуальной защиты, строго соблюдать требования по их применению.
3.5.

  • при разовом подъеме (без перемещения): мужчинами — не более 50 кг, женщинами — не более 15 кг;
  • при чередовании с другой работой (до 2 раз в час): мужчинами — до 30 кг, женщинами — до 10 кг;
  • постоянно в течение рабочего дня: мужчинами — до 15 кг, женщинами — до 7 кг.
  • применять для открывания или закрывания крышек люков специально предназначенный для этого крюк;
  • монтировать или заменять стояки внутренней канализации, водопровода и т.д. снизу вверх;
  • проводить осмотр трубопроводов и санитарно-технического оборудования и устранять выявленные неисправности после снижения давления в них до атмосферного.

3.7. При выполнении работ по ремонту внутреннего санитарно-технического оборудования слесарь-сантехник школы должен проветривать помещения.
3.8. Перед разборкой водопроводов проверить, снято ли давление и освобождены ли трубопроводы от воды.
3.9. Разборку соединений трубопровода производить постепенно, остатки воды или конденсата сливать из трубопровода в заранее подготовленную емкость.
3.10. Гнуть стальные и пластмассовые трубы следует на уровне земли (пола). Не допускается выполнять эти операции на средствах подмащивания.
3.11. Заготовки труб и другие изделия укладывать так, чтобы они не загромождали проходы и не мешали работе.
3.12. При сборке узлов и механизмов совпадение отверстий в соединяемых деталях проверять при помощи специальных монтажных оправок, во избежание получения травмы не проверять совпадение пальцами.
3.13. При транспортировке ручного инструмента с одного рабочего места на другое травмоопасные части изолировать.
3.14. При транспортировке электроинструмента или перерыве в работе с ним отсоединять его от электрической сети.
3.15. Выполнять работы с ручным инструментом и приспособлениями ударного действия в средствах индивидуальной защиты глаз (очках защитных) и средствах индивидуальной защиты рук работающего от механических воздействий.
3.16. Выполнять работы с ручным электроинструментом с использованием соответствующих средств индивидуальной защиты: закрытые защитные очки (щиток лицевой), СИЗ органов дыхания фильтрующее или изолирующее, перчатки с полимерным покрытием.
3.17. При работах, связанных с теснотой, неудобным положением, соприкосновением с большими металлическими заземленными поверхностями применять для местного освещения переносные ручные электрические светильники напряжением не выше 12 В.
3.18. В ходе выполнения работ слесарю-сантехнику школы следует осматривать ручной инструмент и приспособления, электроинструмент и в случае обнаружения неисправности немедленно извещать своего непосредственного руководителя.
3.19. При пользовании ручным электроинструментом, переносными светильниками их провода и кабели по возможности подвешивать.
3.20. Работы с ручным инструментом, электроинструментом выполнять только на том участке, до которого можно без труда дотянуться.
3.21.

  • внутренние рабочие поверхности ключей, сменных головок к ключам очищать от загрязнений для предотвращения срывов в процессе эксплуатации;
  • не применять подкладки при зазоре между плоскостями губок гаечных ключей и головками болтов или гаек, не использовать дополнительными рычагами для увеличения усилия затяжки;
  • губки раздвижного ключа прижимать вплотную к граням гайки и поворачивать в сторону подвижной части ключа;
  • отвертки применять только для крепежа винтов и шурупов с размерами шлицов, соответствующих размерам рабочего конца отверток;
  • следить за отсутствием сколов, выбоин, трещин и заусенцев на бойках молотков, а также трещин на рукоятках напильников, отверток и т.д.;
  • следить за отсутствием вмятин, зазубрин, заусенцев и окалины на поверхности металлических ручек клещей;
  • следить за отсутствием сколов на рабочих поверхностях и заусенцев на рукоятках гаечных ключей;
  • следить за отсутствием искривления отверток, зубил, губок гаечных ключей;
  • закреплять в тисках обрабатываемую деталь при работе рашпилем, напильником или надфилем;
  • держать напильник за ручку правой рукой, а пальцами левой руки, касаясь верхней поверхности на другом конце, придерживать и направлять движение напильника;
  • не обхватывать напильник (рашпиль, надфиль) за носок левой рукой;
  • напильники и рашпили очищать от стружки металлической щеткой, не выбивать стружку ударами напильника;
  • соблюдать инструкцию по охране труда при работе с ручным инструментом
  • прочно закреплять в тисках обрабатываемую деталь или заготовку;
  • правильно отрегулировать натяжение ножовочного полотна, так как при слабом или чрезмерном натяжении полотно может лопнуть;
  • в конце резки ослабить нажим на ножовку и придержать рукой отрезаемую часть, чтобы при ее падении не получить травму;
  • при резке ручными ножницами не применять вспомогательных рычагов для удлинения ручек или ударов по лезвиям или ручкам;
  • при резке, правке листового металла надевать рукавицы (перчатки) для защиты рук от травмирования острыми кромками металлических листов.
  • верстак должен быть установлен строго горизонтально, а стол обит листовой сталью;
  • поверхность верстака должна быть гладкой, без выбоин и заусенцев;
  • тиски должны быть прочно закреплены на верстаке, губки тисков не должны иметь сколов и выбоин;
  • обрабатываемую деталь необходимо прочно закреплять в тисках;
  • обработанные детали необходимо укладывать устойчиво на подкладках.
  • установку рабочей части в патрон и извлечение ее, а также регулировку электроинструмента выполнять после отключения электроинструмента от сети и полной его остановки;
  • закреплять предметы, подлежащие сверлению электродрелью;
  • соблюдать инструкцию по охране труда при работе с электроинструментом
  • касаться руками вращающегося рабочего органа электродрели;
  • применять рычаг для нажима на работающую электродрель;
  • натягивать, перекручивать и перегибать кабель электроинструмента, ставить на него груз, допускать пересечение его с кабелями электросварки и рукавами газосварки;
  • соприкосновение шнуров питания с горячими, влажными и масляными поверхностями или предметами;
  • использовать электроинструмент с истекшим сроком очередного испытания, технического обслуживания;
  • использовать электроинструмент, не защищенный от воздействия капель и брызг и не имеющий отличительных знаков (капля или две капли в треугольнике), в условиях воздействия капель и брызг, а также на открытых площадках во время дождя;
  • обрабатывать электроинструментом мокрые детали;
  • самостоятельно разбирать и ремонтировать (устранять неисправности) электроинструмент, кабель и штепсельные соединения работникам, не имеющим соответствующей квалификации.
  • быть внимательным, не отвлекаться посторонними делами и разговорами;
  • выполнять только ту работу, которая поручена непосредственным руководителем при создании условий безопасного ее выполнения, и по выполнению которой слесарь-сантехник детского сада прошел инструктаж по охране труда;
  • работать только с тем инструментом, по работе с которым работник обучался безопасным методам и приемам выполнения работ;
  • не прикасаться к открытым токоведущим частям электрооборудования, к оголенным или с поврежденной изоляцией проводам и проводке;
  • правильно применять средства индивидуальной защиты.
Читать статью  Сколько стоит сделать разводку сантехники в квартире?

3.27. Во избежание пожара не применять для отогревания замерзшей воды в трубах в зимнее время открытый огонь, использовать для этих целей горячую воду.
3.28. Не допускать к выполнению работ, работе с ручным инструментом и электроинструментом посторонних и необученных лиц.
3.29. Содержать рабочее место в чистоте. Своевременно убирать остатки материалов, удалять опилки и иной мусор аккуратно щетками. Не допускать сдувание или сгребание его незащищенными руками.
3.30.

  • во время ходьбы контролировать изменение окружающей обстановки;
  • ходить по коридорам и лестничным маршам, придерживаясь правой стороны;
  • при передвижении по лестничным пролетам соблюдать осторожность, не наклоняться за перила, не перешагивать и не перепрыгивать через ступеньки;
  • обращать внимание на неровности и скользкие места в помещениях и на территории общеобразовательной организации, обходить их и остерегаться падения;
  • не проходить ближе 1,5 метра от стен здания общеобразовательной организации.

3.31. Соблюдать в работе инструкцию по охране труда для слесаря-сантехника школы. Не использовать для сидения случайные предметы, материалы и оборудование.
3.32.

  • костюм для защиты от общих производственных загрязнений застегивать на все пуговицы, должен полностью закрывать туловище, руки до запястья;
  • сапоги резиновые применять без повреждений и по размеру;
  • перчатки должны соответствовать размеру рук и не соскальзывать с них;
  • при использовании защитных очков или щитка лицевого регулировать прилегание;
  • СИЗ органов дыхания фильтрующее или изолирующее при использовании должно закрывать нос и подбородок, плотно прилегать к лицу.

3.33. Во время работы в общеобразовательной организации вести себя спокойно и выдержанно, избегать конфликтных ситуаций, которые могут вызвать нервно-эмоциональное напряжение и отразиться на безопасности труда.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

  • пожар, возгорание, задымление вследствие неисправности электрооборудования;
  • поражение электрическим током при использовании неисправных электроинструментов и шнуров питания;
  • террористический акт или угроза его совершения.
  • о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью работников и обучающихся;
  • о произошедшем несчастном случае;
  • об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).

4.3. При обнаружении неисправности ручного инструмента или приспособлений работу прекратить, заменить инструмент (приспособление) на исправный.
4.4. При внезапной остановке ручного электроинструмента и (или) исчезновении напряжения, обнаружения неисправности, перегрева частей и деталей электроинструмента или ощущения действия электрического тока, запаха тлеющей изоляции электропроводки немедленно отсоединить его от электрической сети штепсельной вилкой и сдать для проверки и ремонта.
4.5. При обнаружении неисправности средств индивидуальной защиты прекратить работу. Заменить средство индивидуальной защиты на исправное.
4.6. В случае получения травмы слесарь-сантехник школы должен прекратить работу, позвать на помощь, воспользоваться аптечкой первой помощи, обратиться в медицинский кабинет и поставить в известность директора общеобразовательной организации. При получении травмы иным сотрудником или обучающимся оказать ему первую помощь. Вызвать медицинского работника школы, при необходимости — скорую медицинскую помощь по телефону 03 (103 — с мобильного) и сообщить о происшествии директору. Обеспечить до начала расследования сохранность обстановки на месте происшествия, а если это невозможно (существует угроза жизни и здоровью окружающих) – фиксирование обстановки путем фотографирования или иным методом. Оказать содействие при проведении расследования несчастного случая.
4.7. В случае выявления задымления или возгорания, слесарь-сантехник общеобразовательной организации должен немедленно прекратить работу, вызвать пожарную охрану по телефону 01 (101 — с мобильного), принять меры к эвакуации людей, оповестив голосом о пожаре и вручную задействовав АПС, сообщить директору школы. При условии отсутствия угрозы жизни и здоровью людей принять меры к ликвидации пожара в начальной стадии с помощью первичных средств пожаротушения.
4.8. В случае угрозы или возникновения очага опасного воздействия техногенного характера, угрозы или приведения в исполнение террористического акта следует руководствоваться Планом эвакуации, инструкцией о порядке действий в случае угрозы и возникновении ЧС террористического характера.

5. Требования охраны труда после завершения работы

5.1. После выполнения работ отключить весь электроинструмент от электросети.
5.2. Осмотреть на целостность и произвести очистку ручного инструмента и приспособлений, электроинструмента от опилок и пыли с помощью щеток.
5.3. Разместить ручной инструмент, электроинструмент в места хранения.
5.4. Привести в порядок рабочее место. Убрать опилки и иной рабочий мусор с пола с помощью щетки и совка.
5.5. Использованный обтирочный материал (ветошь, бумага и др.) утилизировать в мусорный контейнер на площадке сбора бытовых отходов общеобразовательной организации.
5.6. Снять спецодежду и иные СИЗ, очистить, проверить на целостность и разместить в места хранения. При необходимости сдать специальную одежду в стирку и ремонт.
5.7. При загрязнении рук применить очищающие пасты, кремы, гели, предназначенные для использования при работах, связанных с устойчивыми загрязнениями. Вымыть лицо, руки с мылом или аналогичным по действию смывающим средством, нанести на кожу рук регенерирующий (восстанавливающий) крем.
5.8. Убедиться, что помещение приведено в пожаробезопасное состояние, закрыть окна и отключить освещение.
5.9. Известить непосредственного руководителя о недостатках, влияющих на безопасность труда, пожарную безопасность, обнаруженных во время работы.
5.10. При отсутствии недостатков закрыть помещение на ключ.

Инструкцию разработал: ____________ /_____________________/

СОГЛАСОВАНО
Специалист по охране труда ____________ /_____________________/
«___»__________202_г.

С инструкцией ознакомлен (а)
«___»__________202_г. ____________ /_____________________/

скачать: Инструкции по Охране труда для Работников Школы
157 инструкций с учетом изменений законов на 20 ноября 2022 года

скачать: все Документы по Охране труда для Школы
Инструкции и инструктажи, журналы, акты и протоколы поштучно или пакетом.

Опасные и вредные производственные факторы (перечень)

Опасные и вредные производственные факторы способны оказать пагубное влияние на здоровье работника и его трудоспособность. Что это за факторы и как их избежать или снизить риск воздействия, расскажем в нашей статье.

Опасные и вредные производственные факторы

Опасные и вредные производственные факторы, способные ухудшить здоровье работающего населения, изучены и включены в единый список.

ВАЖНО! Перечень производственных факторов, признанных опасными и вредными, содержится в приложении 1 к приказу Минтруда и Минздрава РФ от 30.12.2020 № 988н/1420н, который вступил в действие 01.04.2021. До этой даты следовало руководствоваться приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н.

С 1 марта 2022 года работодатели выполняют большое количество новых требований в сфере охраны труда.

О практическом влиянии указанного перечня на взаимоотношения между работодателями и работниками рассказали представители контролирующих органов в письме, размещенном в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к ней бесплатно.

Вредные производственные факторы, как и опасные производственные факторы, объединены в четыре основные группы:

  • химические;
  • биологические;
  • физические;
  • факторы трудового процесса.

ВАЖНО! Несколько иначе классифицируются опасные и вредные производственные факторы согласно ГОСТ 12.0.003-2015: на психофизиологические, организационно-управленческие, личностно-поведенческие, социально-экономические.

Читайте об организации обучения работников по ГОСТ 12.0.003-2015 в специальном материале, размещенном в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к ней бесплатно.

Каждая из указанных совокупностей опасных и вредных производственных факторов, определенных приказом № 988н/1420н, специфична и будет рассмотрена в последующих разделах.

Чтобы действующие на работников в процессе выполнения ими трудовых функций факторы были признаны опасными и вредными для здоровья, необходимо контролировать их наличие, величину и интенсивность в рамках выполнения требований закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Вникнуть в тонкости спецоценки и уберечься от штрафов помогут разъяснения от «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Типовую ситуацию.

Когда обычные вещества превращаются в опасные производственные факторы

Одно и то же вещество может оказывать на сотрудников одного предприятия разное воздействие. Так, для определенной группы работников оно выступает в качестве опасного и вредного производственного фактора, а для другой — не представляет никакой угрозы. К примеру, для рабочих цементного завода цемент — неблагоприятный производственный фактор, а вот на здоровье специалистов финансового подразделения этого завода пагубного влияния он не оказывает.

ВАЖНО! Неблагоприятные последствия для здоровья появляются в зависимости от пути попадания веществ в организм, времени воздействия или концентрации.

Немаловажное значение при этом имеет состояние работника в момент воздействия на него опасных и вредных производственных факторов, а также характеристики окружающей среды (температура воздуха, уровень атмосферного давления и др.).

Результат воздействия неблагоприятных факторов на организмы разных людей тоже может отличаться — от временных расстройств функций до системных поражений жизненно важных органов и областей.

Трудность при регистрации вредных веществ и организации своевременного контроля, снижающего пагубные последствия для здоровья и трудоспособности работников, заключается в их непредсказуемости. Попадание опасных и вредных веществ в почву, воздушную и водную среду возможно не только при производстве работ, связанных с применением, транспортировкой, добычей, хранением или изготовлением опасных веществ, но и в результате чрезвычайных обстоятельств (техногенных аварий, катастроф и др.).

Химические факторы

Группа химических опасных и вредных производственных факторов наиболее обширная из рассматриваемых 4 групп. Она включает как общеструктурированные вещества, так и сложные соединения и композиции.

По характеру воздействия на организм работника химические вещества подразделяются:

  • на токсические;
  • раздражающие;
  • сенсибилизирующие;
  • канцерогенные;
  • мутагенные;
  • влияющие на репродуктивную функцию.

Химические опасные и вредные производственные факторы различают еще по тому, каким образом они проникают в организм работающего человека (через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы или слизистые оболочки).

ГОСТ 12.1.007-76 подразделяет химические вредные вещества на 4 класса:

  • чрезвычайно опасные;
  • высокоопасные;
  • умеренно опасные;
  • малоопасные.

К тому или иному классу опасности факторы относят в зависимости от таких показателей, как:

  • ПДК (предельно допустимая концентрация вредного вещества);
  • ССД (средняя смертельная доза при введении в желудок);
  • ССК (средняя смертельная концентрация);
  • КВИО (коэффициент возможного ингаляционного отравления);
  • ЗОД и ЗХД (зона острого и зона хронического действия).

В особую подгруппу следует выделить химические вещества, обладающие выраженными особенностями действия на организм. К ним относятся аллергены, канцерогены, вещества, вредно воздействующие на репродуктивную функцию, аэрозоли и др. Они способны приводить к широкому спектру последствий для здоровья работников — от аллергических реакций до новообразований, способных перерождаться.

ВАЖНО! Привычные в обыденной жизни материалы, такие как цемент и асбест, а также природные алмазы, способны пагубно влиять на здоровье регулярно контактирующих с ними людей, приводя к дистрофическим заболеваниям верхних дыхательных путей.

Читать статью  Как производится установка водонагревателя в ванной комнате

А постоянный контакт в процессе работы с такими металлами, как золото, медь, серебро, и их соединениями могут повлечь неприятные последствия в виде искривления носовой перегородки, препятствующего дыханию, или аллергических заболеваний кожи, глаз и дыхательных путей. При этом могут нарушиться и обменные процессы в организме.

Наиболее подвержены воздействию этих факторов члены трудовых коллективов предприятий химической промышленности, строители, сварщики и др.

Биологические факторы

Опасные и вредные производственные факторы биологического происхождения менее разнообразны, чем химические. В их состав входят комбикорма, биостимуляторы, ферментные препараты, яды животных и растений и др. Однако спектр их воздействия на здоровье работающего населения не менее широк — от аллергии до выраженных расстройств центральной нервной системы.

С указанной группой опасных и вредных производственных факторов сталкиваются сотрудники агропромышленных предприятий, медработники и ряд трудящихся, чья деятельность связана с биологическими объектами.

ВАЖНО! Опасность воздействия биологических факторов на здоровье в процессе трудовой деятельности возрастает при непосредственном контакте работников с водой и почвой, а также местами возможного обитания вредных микроорганизмов и вирусов.

Чтобы минимизировать последствия влияния указанных факторов на здоровье работников, работодателю придется провести целый комплекс мероприятий. Необходимо не только обеспечить выполнение всех требований, предъявляемых к производственным процессам и оборудованию, но и снабдить работников средствами индивидуальной защиты, а также не забывать о системе профилактических мер.

В их число входят:

  • создание у работников активного или пассивного иммунитета;
  • нормирование длительности выполнения трудовых функций;
  • обеспечение лечебно-профилактическим питанием и др.

Предметы труда (оборудование, механизмы, инструменты), территория и помещения, а также средства индивидуальной защиты должны подвергаться систематическому обеззараживанию.

Важный элемент в цепочке профилактических мер по минимизации воздействия неблагоприятных биологических факторов — это контроль за условиями труда и соблюдением гигиенических требований.

Работодателями производятся проверки системы охраны труда. Их результаты могут учесть и контролирующие органы. Подробнее — в экспертном материале, размещенном в системе «КонсультантПлюс». Сейчас вы можете получить бесплатный пробный доступ к нему.

Физические факторы

К физическим опасным и вредным производственным факторам относятся ионизирующие или электромагнитные поля, вибрация, шум, ультразвук, тепловое излучение и т. д.

В данной группе производственных факторов, в отличие от 3 остальных, можно проследить наиболее четкие границы между понятиями «опасный фактор» и «вредный фактор».

К примеру, постоянное нахождение работников в зоне воздействия шума, вибрации или ультразвука вредит их здоровью, ухудшая слух или способствуя развитию тех или иных заболеваний.

ВНИМАНИЕ! Действие физических факторов сравнимо с замедленным действием взрывного механизма: здоровье ухудшается незаметно, но чем дольше продолжается влияние неблагоприятных условий, тем плачевнее в конечном итоге окажется состояние работника.

В отличие от вредных факторов, опасные отличаются более быстрым воздействием на организм человека: их действие может мгновенно превратить нормально функционирующего члена трудового коллектива в инвалида.

В первых рядах среди таких факторов — электрический ток (определенной силы), раскаленные объекты или риск падения с большой высоты (как самого работника, так и различных предметов на него).

Наиболее часто с указанными неблагоприятными производственными факторами сталкиваются работники горячих цехов, строители, станочники, механизаторы — все те, кому по долгу службы приходится постоянно контактировать с машинами, механизмами и иными составляющими производства.

Следствием воздействия физических опасных и вредных производственных факторов становятся профессиональные заболевания и травмы, способные помешать нормальной работоспособности.

Факторы трудового процесса

К опасным и вредным производственным факторам данной группы относят тяжесть труда и его интенсивность. Каждый из них по отдельности или в совокупности при определенных обстоятельствах представляет угрозу для здоровья человека.

ВАЖНО! Тяжесть труда определяется степенью нагрузки на опорно-двигательный аппарат и важные жизнеобеспечивающие системы организма (дыхательную, сердечно-сосудистую и др.).

При этом учитываются разнообразные аспекты — от величины статической и динамической нагрузки, которую испытывает работник во время выполнения трудовых обязанностей, до массы поднимаемого и перемещаемого им груза. Принимаются во внимание даже такие нюансы, как степень наклона корпуса и количество стереотипных движений во время работы.

Следствием воздействия данных факторов на здоровье человека является:

  • возникновение или обострение хронических болезней сердца;
  • заболевание сосудов;
  • нарушение функций вестибулярного аппарата и др.

ВАЖНО! Напряженность труда — понятие, связанное с центральной нервной системой, органами чувств и эмоциональными аспектами.

Выполнение работником своих трудовых обязанностей не должно приводить к интеллектуальным, эмоциональным и сенсорным перегрузкам. При этом большую роль играет степень монотонности нагрузок и режим работы.

К примеру, регулярное осуществление технологических операций с крайне мелкими объектами (элементами механизма) способствует расстройству зрительных органов и возникновению разного рода заболеваний (воспаления оболочек глазного яблока, атрофии зрительного нерва, сетчатки и др.).

С 1 марта 2022 года необходимо информировать работников об условиях и охране труда на предприятии.

Итоги

Неблагоприятные производственные факторы объединены в 4 группы и приведены в специальном перечне, утвержденном приказом № 988н/1420н.

При воздействии указанных факторов на организм работников могут возникать травмы, отравления, профессиональные болезни и иные неблагоприятные последствия.

Чтобы уменьшить эти последствия, проводится спецоценка условий труда, контроль за уровнем и концентрацией факторов. Для работников предусмотрен особый режим работы, средства индивидуальной защиты, регулярные медосмотры и др.

Подробнее о периодических медосмотрах читайте в статье «Периодические медосмотры по новому приказу 2021 года».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

С 1 апреля 2021 г. действует новый перечень вредных факторов и работ

сотрудники

ПЕРЕЧЕНЬ
ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ
И РАБОТ, ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОТОРЫХ ПРОВОДЯТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ
НА РАБОТУ И ПЕРИОДИЧЕСКИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ.

I. Химические факторы

1.1. Азота неорганические соединения (в том числе азота оксиды О , азота диоксид О ).

Условные обозначения: «А» — химические вещества, способные вызывать аллергические заболевания, «Ф» — аэрозоли преимущественно фиброгенного действия, «Р» — вещества, опасные для репродуктивного здоровья человека, «К» — канцерогенные вещества, биологические и физические факторы, «О» — вещества, опасные для развития острого отравления.

1.2. Азотсодержащие органические соединения (в том числе амины, амиды, анилиды, гидразин и его производные, нитросоединения и прочие производные: NN-диметилацетамид Р , NN-диметилформамид Р , капролактам АР (гексагидро-2H-азепин-2-он).

1.3. Альдегиды алифатические (предельные и непредельные) и ароматические (формальдегид АКРО , ацетальдегид, проп-2-ен-1-аль (акролеин), бензальдегид, бензол-1,2-дикарбальдегид (фталевый альдегид).

1.4. Альдегиды и кетоны галогенопроизводные (хлорбензальдегид (4-хлорбензальдегид), фторацетон, хлорацетофенон).

1.5. Алюминий и его соединения, в том числе:

1.5.1. алюмоплатиновые катализаторы А .

1.6. Бериллий и его соединения АКР .

1.7. Бор и его соединения, в том числе:

1.7.1. борная кислота, бор нитрид Ф , бор трифторид О , тетраБор карбид Ф , тетраБор трисилицид Ф ;

1.7.2. бороводороды О .

1.8. Галогены, в том числе:

1.8.1.1. хлора неорганические соединения (гидрохлорид +О , кислоты, оксиды);

1.8.1.2. хлорсодержащие органические соединения;

1.8.2.1. брома неорганические соединения (бром АО );

1.8.2.2. бромсодержащие органические соединения (в том числе бромбензол, бромгексан, бромметан);

1.8.3.1. йода неорганические соединения (йод, оксиды, кислоты);

1.8.3.2. йодсодержащие органические соединения (в том числе йодбензол, йодметилбензол);

1.8.4.1. фтора неорганические соединения (в том числе фтор О , гидрофторид РО , аммоний фторид Р , соединения металлов с фтором: барий дифторид Р , калий фторид Р , литий фторид Р , натрий фторид Р , криолит Р , олово фторид Р );

1.8.4.2. фторорганические соединения и фторхлорорганические соединения (в том числе дихлорфторметан, дихлорфторметилбензол, фторхлорэтан).

1.9. Карбонилдихлорид (фосген) О .

1.10. Гидразин и его производные: фенилгидразин гидрохлорид, борингидразин, диметилгидразин (гептил) К .

1.11. Дибензодиоксины полихлорированные (ПХДД), дибензофураны полихлорированные, 2,3,4,7,8-пентахлордибензофуран, бифенилы полибромированные и полихлорированные К , 2,3,7,8-тетрахлордибензо-пара-диоксин К , 3,3′,4,4′,5-пентахлорбифенил (ПХБ-126) К , диметилкарбамоилхлорид К .

1.12. Кадмий и его соединения К , кадмий ртуть теллур (твердый раствор) К , октадеканоат кадмия К .

1.13. Карбонилы металлов, в том числе железо пентакарбонил, кобальт гидридотетракарбонил АО .

1.14. Кетоны, в том числе:

1.14.1. кетоны алифатические, ароматические 1-фенилэтанон (ацетофенон), пентан-2-он (метилэтилкетон);

1.14.2. пропан-2-он Р (ацетон).

1.15. Кислоты органические: метановая (муравьиная), этановая (уксусная), бутановая (масляная), пропионовая, 1-метилбутановая (изовалериановая), этадионовая кислота дигидрат (щавелевая), 4-метилпентановая (изокапроновая), проп-2-еновая (акриловая), бензойная и прочие; синтетические жирные кислоты; в том числе:

1.15.1. бензол-1,3-дикарбоновая А (изофталевая) и бензол-1,4-дикарбоновая А (терефталевая) кислоты.

1.16. Кремния органические соединения А (силаны), в том числе трихлор(хлорметил)силан, фенилтрихлорсилан, трихлорсилан.

1.17. Марганец Р и его соединения, в том числе марганец карбонат гидрат АР , марганец нитрат гексагидрат АР , марганец сульфат пентагидрат А , марганец трикарбонилциклопентадиен Р .

1.18. Медь, золото, серебро и их соединения, в том числе:

1.18.1. медь и ее соединения;

1.18.2. золото А и его соединения;

1.18.3. серебро Р и его соединения.

1.19. Металлы щелочные, щелочно-земельные, редкоземельные и их соединения, в том числе:

1.19.1. натрий, калий, литий, рубидий, цезий, цезиевая соль хлорированного бисдикарбонил кобальта и прочие; кальций, магний, стронций, барий, магнид меди Ф , магний додекаборид; лантан, иттрий, скандий, церий и их соединения;

1.19.2. кобальт А , молибден, вольфрам Ф , тантал Ф , ниобий Ф и их соединения;

1.19.3. ванадий, европий, иттрий, оксид фосфат (люминофор Л-43 (ванадат иттрия фосфат) Р .

1.20. Ртуть Р и ее соединения: ртуть Р ; металлоорганические соединения (ртутьнеорганические соединения и прочие); органические соединения ртути.

1.21. Мышьяк и его неорганические КР и органические соединения.

1.22. Никель и его соединения АК , гептаникель гексасульфид АК , никель тетракарбонил АКО , никель хром гексагидрофосфат АК , никеля соли АК .

1.24. Оксиды органические и перекиси: эпоксиэтан КР (этилена оксид), 1,2-эпоксипропан К (пропилена оксид), (хлорметил) оксиран АК (эпихлоргидрин).

1.25. Олово и его соединения.

1.26. Платиновые металлы и их соединения: рутений, родий, палладий А , диАммоний дихлорпалладий А , осмий, иридий, платина, диАммоний гексахлорплатинат А .

1.27. Свинец, в том числе:

1.27.1. свинец и его неорганические соединения РК ;

1.27.2. свинца органические соединения: тетраэтилсвинец О , 1,4-дигидрооксибензол свинец аддукт.

1.28. Селен, теллур и их соединения.

1.29. Серы соединения, в том числе:

1.29.1. серы оксиды, кислоты;

1.29.2. дигидросульфид (сероводород) О , дигидросульфид О (сероводород) смесь с углеводородами C1-5;

1.29.3. углерод дисульфид Р (сероуглерод);

1.29.4. серусодержащие органические соединения, в том числе тиолы (меркаптаны), тиоамиды: метантиол (метилмеркаптан), этантиол (этилмеркаптан);

1.29.5. тетраметилтиопероксидикарбондиамид А (тиурам Д).

1.30. Спирты, в том числе:

1.30.1. алифатические одно- и многоатомные, ароматические спирты и их производные: этанол, бутан-1-ол, бутан-2-ол, бутанол, метанол, пропан-1-ол, пропан-2-ол, 2-(Проп-2-енокси)этанол, 2-этоксиэтанол Р , бензилкарбинол Р , этан-1,2-диол (этиленгликоль), пропан-2-диол (пропиленгликоль).

1.31. Сурьма Р и ее соединения.

1.32. Таллий, индий, галлий и их соединения.

1.33. Титан Ф , цирконий, гафний, германий и их соединения.

1.34. Углеводородов алифатических галогенопроизводные, в том числе:

1.34.1. дихлорметан Р (хлористый метилен), 1,2-дихлорэтан, тетрахлорметан (четыреххлористый углерод) Р , трихлорметан (хлороформ), хлорметан Р (хлористый метил), бромэтан, трихлорэтан, трихлорэтен, 1 и 2-хлорбута-1,3-диен (хлоропрен) Р , тетрафторэтен (перфторизобутилен), 2-бром-1,1,1-трифтор-2 хлорэтан (фторотан) Р и другие;

1.34.2. хлорэтен КР (винилхлорид).

1.35. Углеводороды гетероциклические: фуран А , фуран-2-альдегид А (фурфураль), пиридин и его соединения, пиперидины, тетрагидро-1,4-оксазин (морфолин) и другие.

1.36. Углеводороды алифатические предельные, непредельные, циклические, в том числе:

1.36.1. метан, этан, пропан, парафины, этилен, пропилен, ацетилен, циклогексан;

1.36.2. бута-1,3-диен КР (1,3-бутадиен, дивинил);

1.36.3. 1,7,7триметилбицикло[2,2,1]гептан-2-он (камфара).

1.37. Углеводороды ароматические:

1.37.1. бензол КР и его производные: (толуол Р (метилбензол), ксилол Р (диметилбензол), стирол (этенилбензол) и прочие), гидроксибензол Р (фенол) и его производные, крезол, в том числе:

1.37.1.1. амино- и нитросоединения ароматических углеводородов и их производные: аминобензол (анилин), м-, п-толуидин, N-метиламинобензол (метилаланин), аминонитро-бензолы; нитрохлорбензолы, нитро-, аминофенолы, 2-метил-1,3,5-тринитробензол (тринитротолуол), диамино-бензолы А (фенилен-диамины), 1-амино-3-хлорбензолол, 1-амино-4-хлорбензол (хлоранилины), аминодиметилбензол (ксилидин) и другие;

1.37.1.2. галогенопроизводные ароматические углеводороды: хлорбензол, (хлорметил) бензол А (хлортолуол; бензилхлорид), бромбензол А , трихлорбензол, трифтор-метилбензол, 1-гидрокси-2-хлорбензол, 1-гидрокси-4-хлорбензол, 1-гидрокси-2,4,6 трихлорбензол (хлорфенолы), 4-ди-хлорметилен-1,2,3,5,5-гексахлорциклопент-1-ен А и другие;

1.37.2. полициклические ароматические углеводороды и их производные (в том числе нафталин, нафтолы, бенз(а)пирен КР , дибенз(a,h)антрацен К , антрацен, бензантрон, бенз(а)антрацен К , фенантрен, 4-гидрокси-3-(3оксо-1-фенилбу-2H-1-бензопиран Р ).

1.38. Углеводородов алифатических амино- и нитросоединения и их производные (в том числе метиламин, этиленимин АО , 1,6-диаминогексан (гексаметилендиамин), циклогексиламин).

1.39. Углерода оксид РО .

1.40. Фосфор и его соединения, в том числе:

1.40.1. фосфорсодержащие неорганические соединения (в том числе фосфин О , фосфориллорид О , фосфиды металлов, галогениды фосфора, фосфор пентаоксид);

1.40.2. фосфорсодержащие органические соединения — трикрезилфосфат Р и другие.

1.41. Хиноны и их производные (в том числе нафтохиноны, бензохиноны, гидрохиноны А , антрахинон (антрацен-9,10-дион).

1.42. Хром (VI) триоксид КР , диХромтриоксид А , хром трихлорид гексагидрат А , хромовая кислота АК и ее соли, соединения хрома и сплавы.

1.43. Цианистые соединения, в том числе:

1.43.1. цианистоводородная кислота О , ее соли, галоген- и другие производные (цианистый калий О , хлорциан О , цианамид и прочие — гидроцианида соли +О , бензилцианид +О ); нитрилы органических кислот: ацетонитрил, бензонитрил и другие;

1.43.2. акрилонитрил РА (проп-2-енонитрил).

1.44. Цинк и его соединения А .

1.45. Эфиры сложные кислот органических, в том числе:

1.45.1. эфиры сложные уксусной кислоты (в том числе этилацетат, бутилацетат, 2-метоксиэтилацетат Р , 2-этоксиэтилацетат Р );

1.45.2. эфиры сложные акриловой кислоты (в том числе метилакрилат (метилпроп-2-еноат), бутилакрилат (бутилпроп-2-еноат), метилметакрилат);

1.45.3. эфиры сложные фталевой и терефталевой кислот: дибутилбензол-1,2-дикарбонат (дибутилфталат), диметилбензол-1,2-дикарбонат (диметилтерефталат) и другие.

1.46. Красители и пигменты органические (в том числе азокрасители, бензидиновые К , фталоцианиновые, хлортиазиновые, антрахиноновые, триарилметановые, тиоин-дигоидные, полиэфирные).

1.47. Пестициды, инсектициды, гербициды в том числе:

1.47.1. хлорорганические А (в том числе метоксихлор, гепта-хлор, хлоридан, дихлор, гексахлорбензол, гексахлорциклогексан (линдан), дикофол, 1,1,-(2,2,2 трихлорэтилиден)бис(4хлорбензол) Р (ДДТ);

1.47.2. фосфорорганические (в том числе метафос, метилэтил-тиофос, меркаптофос, карбофос, М-81, рогор, дифлос, хлорофос, глифосфат, гордона, валексон, диазинон, диметоат, малатион, паратионметил, хлорфенвинфос);

1.47.3. ртутьорганические (в том числе этилмеркурхлорид диметилртуть);

1.47.4. производные кислот карбаминовых: (в том числе каторана-вадекс, дихлоральмочевина, метурин, фенуроп, севин А , манеб А , дикрезил, ялан, эптам, карбатион А , цинеб А , карбофуран, карбосульфан, пиримикарб, тирам, манкоцеб, поликарбацин, десмедифам, фенмедифам);

1.47.5. производные кислот алифатических хлорированных (в том числе хлоруксусной, трихлоруксусной);

1.47.6. производные кислоты хлорбензойной;

1.47.7. производные кислоты хлорфеноксиуксусной: 2,4-дихлорфеноксиуксусная кислота (2,4Д), аминная соль 2,4-дихлорфеноксиуксусной кислоты (2,4ДА), 4-хлор-2-метилфеноксиуксусная кислота (МСРА);

1.47.8. кислоты хлорфеноксимасляной производные;

1.47.9. кислот карбоновых анилиды галоидозамещенные;

Читать статью  Дизайн совмещенного санузла

1.47.10. производные мочевины и гуанидина;

1.47.11. производные сим-тразинов: атразин, прометрин, тербутрин;

1.47.12. гетероциклические соединения различных групп: зоокумарин (4-гидрокси-3-(3-оксо-1-фенилбу-2H-1-бензопиран-2-онтил), ратиндан (2-(Дифенилацетил)-1H-инден-1,3-(2H)-дион), морестан, пирамин (5-Амино-2-фенил-4-хлорпридазин 3(2H)-он), тиазон (3,5-Диметил-2H-1,3,5-тиадиазин-2-тион);

1.47.13. хлорацетоанилиды (ацетохлор, алахлор, метазахлор, метолахлор);

1.47.14. пиретроиды (в том числе бифентрин, перметрин, фенвалерат, лямбдацыгалотрин, цыгалотрин, дельтаметрин);

1.47.15. производные сульфанил-мочевины (в том числе хлорсульфурон, римсульфурон, хлорсульфоксим, метмульфуронметил, трибунуронметил, тифенсульфурон-метил);

1.47.16. азолы (в том числе бромуконазол, ципраконазол, пропиконазол, тритиконазол, триадименол, прохлораз, имозалил).

1.48. Синтетические моющие средства на основе анионных поверхностно активных веществ и их соединения (в том числе сульфанол, алкиламиды) А .

1.49. Синтетические полимерные материалы: смолы, лаки, клеи, пластмассы, пресспорошки, волокна, в том числе:

1.49.1. полиакрилаты: полиметакрилаты (оргстекло, плексиглаз), полиакрилонитрил, полиакриламид;

1.49.2. поливинилхлорид АФ (ПВХ, винилпласты, перхлорвиниловая смола), производство и применение;

1.49.3. полимер (1метилэтенил) бензола с этенилбензолом Р ;

1.49.4. полиолефины (полиэтилены, полипропиленыА (горячая обработка);

1.49.5. полисилоксаны (производство);

1.49.6. полистиролы (производство);

1.49.7. полиуретаны А (пенополиуретан) (производство);

1.49.8. полиэфиры (лавсан) (производство);

1.49.9. угле- и органопластики;

1.49.10. углеродные волокнистые материалы на основе гидратцеллюлозных волокон и углеродные волокнистые материалы на основе полиакрилонитрильных волокон;

1.49.11. фенопласты АФ (фенольная смола, бакелитовый лак) (производство);

1.49.12. фторопласты (политетрафторэтилен Ф , тефлон) (производство и термическая обработка);

1.49.13. фуран А , фуран-2-альдегид А , 2,5-фурандион А ;

1.49.14. эпоксидные полимеры А (эпоксидные смолы, компаунды, клеи) (производство и применение).

1.50. Технические смеси углеводородов: нефти, бензины Р , коксы Ф , керосины, уайт-спирит Р , мазуты, битумы, асфальты, каменноугольные и нефтяные смолы К , пеки К , возгоны каменноугольных смол и пеков К , масла минеральные К (кроме высокоочищенных белых медицинских, пищевых, косметических и белых технических масел), сланцевые смолы АК и масла АК , скипидар А , бисхлорметиловый и хлорметиловый (технические) эфиры: хлорметоксиметан К , газы шинного производства К , вулканизационные К .

1.51. Агрохимикаты, в том числе:

1.51.1. фосфорные удобрения (аммофос, нитрофоска);

1.51.2. азотные удобрения (нитрат аммония аммиачная селитра, нитраты натрия, калия).

1.52. Фармакологические средства, в том числе:

1.52.1. антибиотики А (производство и применение);

1.52.2. противоопухолевые препараты АК (производство и применение);

1.52.3. сульфаниламиды А (производство и применение);

1.52.4. гормоны (производство и применение);

1.52.5. витамины А (производство, применение);

1.52.6. наркотики, психотропные препараты (производство);

1.52.7. фармакологические средства, не вошедшие в пункты 1.52.1 — 1.52.6 (производство).

1.53. Ядохимикаты, в том числе:

II. Биологические факторы

2.1. Грибы продуценты А , белково-витаминные концентраты (БВК), кормовые дрожжи А , комбикорма А .

2.2. Ферментные препараты А , биостимуляторы.

2.3. Аллергены для диагностики и лечения А , компоненты и препараты крови, иммунобиологические препараты А .

2.4. Патогенные биологические агенты (ПБА) — патогенные для человека микроорганизмы — возбудители инфекционных заболеваний (бактерии, вирусы, хламидии, риккетсии, грибы, гельминты, членистоногие), включая генно-инженерно-модифицированные, яды биологического происхождения (токсины), а также любые объекты и материалы (включая полевой, клинический, секционный), подозрительные на содержание перечисленных агентов:

2.4.1. возбудители инфекционных заболеваний патогенные микроорганизмы I группы патогенности и возбудители особо опасных инфекций;

2.4.2. возбудители инфекционных заболеваний патогенные микроорганизмы II группы патогенности, в том числе вирусы гепатитов B К и C К , вирус иммунодефицита 1-го типа (ВИЧ-1 К — СПИД);

2.4.3. возбудители инфекционных заболеваний патогенные микроорганизмы III и IV групп патогенности и возбудителями паразитарных заболеваний (гельминты, членистоногие);

2.4.4. биологические токсины (микробного, растительного и животного происхождения);

2.4.5. условно-патогенные микроорганизмы — возбудители инфекционных заболеваний (в том числе аллергозов).

III. Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия и пыли

3.1. Аэрозоли преимущественно фиброгенного Ф и смешанного типа действия, включая:

3.1.1. аэрозоли абразивные и абразивсодержащие (электрокорундов, карбида бора, альбора, карбида кремния), в том числе с примесью связующих (фенолформальдегидные смолы АФ , эпоксидные смолы АФ );

3.1.2. аэрозоли металлов (железо, алюминий, титан, вольфрам) и их сплавов (кремниемедистый, диАлюминий триоксид в смеси со сплавом никеля до 15%, феррохром: сплав хрома 65% с железом, диАлюминий триоксид с примесью кремний диоксида до 15% и диЖелезо триоксида до 10%), в том числе образовавшиеся в процессе сухой шлифовки (чугун в смеси с электрокорундом до 30%) ФА , получения и напыления металлических порошков ФА ;

3.1.3. кремний диоксид кристаллический а-кварц К , а-кристобалит К , а-тридимит ФА ;

3.1.4. кремнийсодержащие аэрозоли: — с содержанием кристаллического диоксида кремния К — с содержанием аморфного диоксида кремния в виде аэрозоля дезинтеграции и конденсации — кремний карбид, кремний нитрид, волокнистый карбид кремния ФА ;

3.1.5. огнеупорные материалы (шамотнографитовые огнеупоры), муллитовые (неволокнистые) огнеупоры, магнезиально-силикатные (форстеритовые) огнеупоры, муллито-кремнеземистые, не содержащие и содержащие до 5% Cr 3+ ;

3.1.6. руды полиметаллические и содержащие цветные и редкие металлы А ;

3.1.7. сварочные аэрозоли, представляющие сложную смесь аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (кремний диоксид аморфный в смеси с оксидами марганца в виде аэрозоля конденсации, дижелезо триоксид, титан диоксид, алюминий и его соединения) и химических веществ разной природы: аэрозоли металлов (в том числе марганца Р , цинка А , хрома (VI) К , хрома (Ш) А , бериллия РКА , никеля К , хром трифторида А ), газы, обладающие остронаправленным действием на организм О ;

3.1.8. силикатсодержащие пыли, силикаты, алюмосиликаты, в том числе:

3.1.8.1. асбесты природные (хризотил К , тремолит К ), смешанные асбестопородные пыли К , асбестоцемент К , асбестобакелит К , асбесто-резина ФК ;

3.1.8.2. глина, в том числе высокоглинистая огнеупорная, цемент, оливин, апатит, шамот коалиновый ФА ;

3.1.8.3. тальк, талькопородные пыли, цеолиты, бокситы, нефелиновые сиениты, дистенсиллиманиты, слюды (флагопит, мусковит), дуниты, известняки, бариты, инфузорная земля, туфы, пемзы, перлит, искусственные минеральные волокна (стекловолокно ФА , стекловата ФА , вата минеральная ФА и шлаковая ФА ), пыль стекла ФА и стеклянных строительных материалов ФА ;

3.1.9. углерода пыли, в том числе:

3.1.9.1. алмазы природные Ф , искусственные Ф , металлизированные Ф ;

3.1.9.2. антрацит Ф и другие ископаемые угли Ф и углеродные пыли Ф ;

3.1.9.3. коксы — каменноугольный ФК , пековый ФК , нефтяной ФК , сланцевый ФК ;

3.1.9.4. сажи черные промышленные ФК ;

3.1.10. шлаки (шлак угольный молотый, строительные материалы на его основе: шлакоблоки, шлакозит; шлак, образующийся при выплавке низколегированных сталей (неволокнистая пыль).

3.2. Пыли железорудных ФА и полиметаллических концентратов ФА , металлургических агломератов ФА .

3.4. Пыль животного и растительного происхождения АФ (с примесью диоксида кремния АФ , зерновая АФ , лубяная АФ , хлопчатобумажная АФ , хлопковая АФ , льняная АФ , шерстяная АФ , пуховая АФ , натурального шелка, хлопковая мука (по белку) А , мучная АФ , древесная твердых пород деревьев КФА , кожевенная К , торфа, хмеля, конопли, кенафа, джута, табака А ).

IV. Физические факторы

4.1. Ионизирующие излучения К , радиоактивные вещества.

4.2. Неионизирующие излучения, в том числе:

4.2.1. электромагнитное излучение оптического диапазона (ультрафиолетовое излучение К , лазерное излучение);

4.2.2. электромагнитное поле радиочастотного диапазона (10 кГц — 300 ГГц);

4.2.3. электрическое и магнитное поле промышленной частоты (50 Гц);

4.2.4. постоянное электрическое и магнитное поле;

4.2.5. электромагнитное поле широкополосного спектра частот (5 Гц — 2 кГц, 2 кГц — 400 кГц).

4.3.1. локальная вибрация;

4.3.2. общая вибрация (транспортная, транспортно-технологическая, технологическая).

4.5. Ультразвук воздушный, ультразвук контактный.

4.7. Параметры охлаждающего микроклимата (температура, влажность, скорость движения воздуха).

4.8. Параметры нагревающего микроклимата (температура, индекс тепловой нагрузки среды, влажность, тепловое излучение).

4.9. Освещенность рабочей поверхности.

4.10. Пониженное давление воздушной и (или) газовой сред и пониженное парциальное давление кислорода во вдыхаемом воздухе или искусственной дыхательной газовой смеси в случае, если указанное давление необходимо поддерживать в производственных зданиях, помещениях и (или) сооружениях в соответствии с применяемой технологией работ (за исключением работ, указанных в пунктах 19 — 21 раздела VI

V. Факторы трудового процесса

5.1. Тяжесть трудового процесса:

5.1.1. подъем, перемещение, удержание груза вручную;

5.1.2. стереотипные рабочие движения;

5.1.3. рабочее положение тела работника (длительное нахождение работника в положении «стоя», «сидя» без перерывов, «лежа», «на коленях», «на корточках», с наклоном или поворотом туловища, с поднятыми выше уровня плеч руками, с неудобным размещением ног, с невозможностью изменения взаимного положения различных частей тела относительно друг друга, длительное перемещение работника в пространстве);

5.1.4. работы, связанные с постоянной ходьбой и работой стоя в течение всего рабочего дня.

5.2. Напряженность трудового процесса (сенсорные нагрузки), в том числе:

5.2.1. работа с оптическими приборами (более 50% времени смены);

5.2.2. нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю, более 20).

VI. Выполняемые работы

6. Работы на высоте:

6.1. работы с высоким риском падения работника с высоты, а также работы на высоте без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 м и более; работы, выполняемые на площадках на расстоянии менее 2 м от неогражденных (при отсутствии защитных ограждений) перепадов по высоте более 5 м либо при высоте ограждений, составляющей менее 1,1 м;

6.2. прочие работы, относящиеся в соответствии с законодательством по охране труда к работам на высоте.

7. Работа лифтера на лифтах скоростных (от 2,0 до 4,0 м/с) и высокоскоростных (свыше 4,0 м/с) при внутреннем сопровождении лифта.

8. Работа в качестве крановщика (машиниста крана, машинист крана автомобильного).

9. Работы, связанные с техническим обслуживанием электроустановок напряжением 50 В и выше переменного тока и 75 В и выше постоянного тока, проведением в них оперативных переключений, выполнением строительных, монтажных, наладочных, ремонтных работ, испытанием и измерением .

Технический регламент Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011) (утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. N 768 в редакции решений Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 884, решений Коллегии Евразийской экономической комиссии от 4 декабря 2012 г. N 247, от 25 декабря 2012 г. N 292, от 25 октября 2016 г. N 120; опубликован в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 2 сентября 2011 г.).

10. Работы по валке, сплаву, транспортировке, первичной обработке, охране и восстановлению лесов.

11. Работы в особых географических регионах с местами проведения работ, транспортная доступность которых от медицинских учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь в экстренной форме, превышает 60 минут , а именно:

Приказ Минздрава России от 27 февраля 2016 г. N 132н «О Требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 марта 2016 г., регистрационный N 41485).

11.1. работы в нефтяной и газовой промышленности, выполняемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях , а также при морском бурении;

Постановление Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» (Свод законов СССР, 1990, т. 2, с. 505).

Постановление Совмина СССР от 3 января 1983 г. N 12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029».

11.2. работы на гидрометеорологических станциях, сооружениях связи;

11.3. работы, не указанные в подпунктах 6.1, 6.2, выполняемые по трудовым договорам в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (в отношении проведения предварительных медицинских осмотров для работников, приезжающих на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других местностей);

11.4. работы, выполняемые вахтовым методом в необжитых, отдаленных районах и районах с особыми природными условиями (в отношении проведения предварительных медицинских осмотров для работников, выполняющих работу вахтовым методом в указанных районах).

12. Работы, непосредственно связанные с обслуживанием оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 МПа и подлежащего учету в органах Ростехнадзора :

Приказ Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. N 536 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 декабря 2020 г., регистрационный N 61998).

а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);

б) воды при температуре более 115 °C;

в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 МПа.

13. Работы, непосредственно связанные с применением легковоспламеняющихся и взрывчатых материалов, работы во взрыво- и пожароопасных производствах, работы на коксовой батарее на открытых производственных зонах.

14. Работы, выполняемые аварийно-спасательной службой, аварийно-спасательными формированиями, спасателями, а также работы, выполняемые пожарной охраной при тушении пожаров.

15. Работы, выполняемые непосредственно на механическом оборудовании, имеющем открытые движущиеся (вращающиеся) элементы конструкции, в случае если конструкцией оборудования не предусмотрена защита (ограждение) этих элементов (в том числе токарные, фрезерные и другие станки, штамповочные прессы).

16. Подземные работы, включая работы на рудниках.

17. Работы, выполняемые непосредственно с применением средств индивидуальной защиты органов дыхания изолирующих и средств индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующих с полной лицевой частью .

Технический регламент Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011) (утвержден решением комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 878) с изменениями, внесенными решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 ноября 2012 г. N 221, от 6 марта 2018 г. N 37, опубликован в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 15 декабря 2011 г.).

18. Управление наземными транспортными средствами:

18.1. категории «A», «B», «BE», трактора и другие самоходные машины, мини-трактора, мотоблоки, автопогрузчики, электрокары, регулировщики и т.п., автомобили всех категорий с ручным управлением для инвалидов, мотоколяски для инвалидов;

18.2. категории «C», «C1», «CE», «C1E», «D», «D1», «DE», «D1E», трамвай, троллейбус.

19. Водолазные работы:

19.1. водолазные работы на глубинах до 60 м (в аварийных случаях до 80 м с применением воздуха для дыхания), за исключением водолазных работ, указанных в пункте 19.3;

19.2. водолазные работы на глубинах более 60 м, выполняемых методом кратковременных погружений;

19.3. водолазные работы, выполняемые методом длительного пребывания в условиях повышенного давления водной и газовой сред.

20. Работы по оказанию медицинской помощи внутри барокамеры при проведении лечебной рекомпрессии или гипербарической оксигенации.

21. Кессонные работы, работы в барокамерах и других устройствах в условиях повышенного давления воздушной и газовой среды (за исключением работ, указанных в пунктах 19 и 20).

22. Работы, при выполнении которых разрешено ношение оружия и его применение (в случаях, когда требования о прохождении медицинских осмотров (освидетельствований) не установлены статьями 12 и 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» и (или) профильным (специальным) законом).

Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 51, ст. 5681; 2018, N 32, ст. 5114; 2019, N 31, ст. 4439.

Источник — Приказ Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31.12.2020 «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры»
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62278)

Источник https://ohrana-tryda.com/node/4506

Источник https://nalog-nalog.ru/ohrana_truda/opasnye_i_vrednye_proizvodstvennye_faktory_perechen/

Источник https://sowy.ru/s-1-aprelja-2021-g-dejstvuet-novyj-perechen-vrednyh-faktorov-i-rabot/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: